Skip to content

Флуорокарбон

ФлуорокарбонНа дворе уже календарная зима, а на улице то ли середина осени, то ли уже начало весны. В общем, нет слов, но на рыбалку все равно очень хочется. А раз хочется, то надо ехать. Но куда? По поступающей информации в этом сезоне все наоборот: в южных районах снег и лед, а у нас почки набухают.

Впрочем, постоянные скачки температуры все же привели к тому, что кое-где на озерах и в заливах водохранилищ лед встал, и некоторые отчаянные головы там уже неплохо отловились. Стоило поспешить, а то лед мог растаять, как это уже бывало. В общем, с моим постоянным напарником и другом Владимиром собрались и отправились на Рузу.

Прогноз обещал плюсовую температуру, дождь со снегом и ветер — ну самая подходящая погода для открытия сезона! Выехали ночью и еще затемно подъехали к Рузскому водохранилищу. Перед выездом на берег навстречу попался целый караван автомобилей, штук десять. автомобилей, штук десять. Настроение сразу упало. Судя по всему, народ приехал, убедился, что льда нет, и повернул обратно. Но раз приехали, надо убедиться в этом самим. В этих местах мы уже бывали, поэтому сразу свернули на боковую дорожку и проехали к заливу: если лед где и есть, так это здесь.

Темно, ничего не видно, но заметно, что в заливе лежит снежок. В темноте лезть на первый лед — это полная глупость. Я ждать не хотел и все порывался развернуться и уехать на какое-нибудь озерцо, где лед есть наверняка, но Владимир уперся. Куча разных удочек, прикормка, жерлицы, купленный по дороге живец — это все не для озерца, а для серьезного водоема.

Когда рассвело, мы оставили все вещи на берегу, связались веревкой и рискнули. Владимир остался на берегу страховать, а я, как самый молодой и нетерпеливый, пошел вперед с пешней. Вышел на длину веревки: лед держит, пешня с одного удара его не пробивает. Так гуськом, связанные веревкой, и дошли до планируемого места ловли -лед нормальный!

Быстро перетащили вещи, насверлили лунок и расположились. Лед под нами был толщиной около 7 см. В начале рыбалки мы очень порадовались тому, что по дороге купили живца, немного, только для первой зарядки, а дальше рассчитывали наловить на месте. Раньше здесь всегда ловилась мелкая плотва, как раз живцового размера, которую просто некуда было девать.

Владимир подготовил две дорожки лунок от самого берега в глубину, закормил и собирался наловить живца. Как выяснилось позже, сделать это оказалось совсем непросто. Глубина в лунках была от 40 см до 6,5 метра. Первая поклевка на глубине 3,8 метра — плотва грамм на 150, вторая такая же, потом окунь тоже больше ста грамм. Закармливал он зимней смесью с кормовым мотылем. Я тем временем уже снял первую щуку и прибежал -требовать живца! А его нет… Самая мелкая рыбка — 100 грамм. Я не поверил и попробовал поймать в нескольких лунках сам. Поймал, но плотву на 200 грамм. В результате пришлось идти реанимировать покусанных живцов, а Владимир отправился за живцом дальше на глубину.

На шести метрах был пойман ерш, которого в Подмосковье в последнее время сильно поубавилось. Тоже поставили его на жерлицу, но им так никто и не соблазнился. Часа через полтора, когда у нас уже было штук пять щук, Владимиру все же удалось поймать несколько окушков живцового размера, и их щуки с удовольствием съели. В общей сложности поклевок на жерлицы за день было более двадцати. Это, конечно, радовало, но важнее было другое. Залив неширокий, и свой десяток жерлиц мы расположили от одного края до другого с шагом метров 20 на глубинах от 4,5 до 6 метров.

Где-то через час после нас пришла еще одна небольшая компания рыбаков и расположила свои жерлицы недалеко от наших, на тех же глубинах. К концу дня, когда мы вместе уходили со льда, ситуация сложилась такая: у нас по пакету хорошей плотвы и 13 щук весом от 700 г до 2,6 кг.

Правда, 700 грамм мы определили на глаз, а самую большую специально завесили в Москве.

У соседей улов намного хуже, хотя они ловили всего на час меньше. За целый день у них было всего четыре поклевки, и вытащили они только двух щук до килограмма. По дороге обратно вместе обсудили эту ситуацию.

Так как у нас это открытие зимнего сезона, все поклевки остались в памяти. Кроме пойманных щук у нас в активе несколько сходов, двух живцов щуки сняли очень аккуратно. Двух щук мы не просекли, они каким-то необычным образом перевернули в пасти живцов, так что в результате при подсечке оба крючка оказались в спинке живца, и щуку просто нечем было зацепить.

В отличие от многих рыболов мы оснащаем свои жерлицы обычными, но обязательно хорошими двойниками Owner № 2, а живца цепляем, вводя под спинной плавник один крючок. На все поклевки у нас был всего один срез.

Как правило, обрезов при ловли щуки на жерлицы не бывает, так как все используют металлические поводки, мы же с друзьями уже несколько лет ставим флуорокарбоновые поводки. Большинство рыболов относится к этому материалу негативно. Мол, жесткий, слабый, а главное — совершенно ненужный, однако наш опыт убеждает в обратном.

Конечно, флуорокарбоновые поводки только чуть лучше противостоят щучьим зубам, чем обычная монолеска, и уж совсем не могут конкурировать со «стальным шелком» и подобными материалами. Однако у флуорокарбона есть большое достоинство: поклевок с ним значительно больше, и поклевки более смелые и жадные. Мы в этом убеждались не раз при ловле как щуки, так и судака. Мы используем флуорокарбон диаметром 0,32 мм, длина поводков 40 см.

Что же касается возможных срезов, то те, кто давно использует флуорокарбон в качестве поводков, нашли способ с этим бороться. Он не сложный: после подсечки щуке сразу же надо сдать леску, если, конечно, рядом нет коряг. В этом случае, когда щука отходит от лунки, леска уходит ей за спину. Когда же рыболов начинает разворачивать хищницу, то в подавляющем большинстве случаев леска заходит щуке за ус и больше уже не попадает на ее зубы.

Ну а срез на нашей жерлице произошел по моей вине. Увидев, что щука небольшая, я решил просто поднять ее из лунки за леску.

Где-то после обеда, когда живец у нас закончился, пришлось вынимать из пасти пойманных щук уже мертвых ры-боку и использовать их повторно. Пробовали ставить и самую мелкую из пойманной рыбы, но 100-граммовая плотва сама сдергивала пружину.

Напоследок о плотве. С утра она брала достаточно активно и «на игру», и «на стоячку», потом только «на стоячку», а с обеда поклевки стали совсем редкими. Причем клев совершенно не зависел от толщины лески. С утра у меня работала удочка и с леской 0,08 мм, и с 0,12 мм. Когда клев начал затихать, рыба не брала и на самую нежную снасть с леской 0,06 мм и самой миниатюрной мормышкой.

Андрей МИХНЕВ Москва

Из материалов газеты «Рыбак-рыбака»