Skip to content

На Можайку за лещом

На Можайку за лещомОбычно еще не успеешь подготовить зимние снасти, а лед уже стоит и манит к себе. Но в этом сезоне и снасти давно готовы, снаряжение проверено, Новый год прошел, и можно сказать, что леска натянута, как натяжные потолки в кухне, а льда толком и нет. Точнее есть, но на самые козырные места не попасть. Окунька под берегом ловить можно без проблем, а вот выходить на середину водохранилища, на заветные лещовые точки, все еще опасно, лед там еще и пяти сантиметров не набрал.Для кого как, а для меня зимой лещ самая интересная рыба. Щуку и судака я активно ловлю осенью, а вот леща или весной на удочку, или уже зимой. Интересное это дело. Леща найти надо, и снасти правильные подготовить, и закормить как надо, а удовольствие от поклевки и сравнить не с чем. Одно плохо — капризный он, никогда не знаешь, подойдет на прикормку или нет. Но на то она и рыбалка.

В этом году с начала зимы с лещом у меня как-то не заладилось. Окунь — пожалуйста, плотва тоже, даже щука на жерлицы, а леща половить никак не получалось. Наконец звонок от друзей, постоянно бывающих на Можайском водохранилище: «Лещ пошел!» Правда, лещ у них «шел» только ночью, днем же брал подлещик. Вырваться с ночевкой среди недели у меня не получилось. Подлещик, утешал я себя, это ведь тоже лещ, но только молодой.

С напарником Женей мы решили выехать пораньше: прогноз обещал гололед и снег, так что было непонятно, сколько времени займет дорога. Закармливать леща, как я уже давно понял, надо еще в темноте — так больше шансов, что подойдет.

Дорога оказалась много лучше, чем ожидалось, и мы приехали на место еще в полной темноте. На берегу уже были рыболовы. Поговорили, выяснилось, что на середине водоема еще опасно. В этом месте ширина водохранилища более полутора километров. Решили, что идти туда, да еще в полной темноте и без пешни, не стоит. Отправились на те места, где наши друзья успешно ловили за несколько дней до этого. Ориентиры были простые: от края пляжа идешь чуть левее, проходишь полтораста метров, находишь глубину 12, а лучше 10 метров, закармливаешь и ловишь. По их словам, там проходит край русла и начинается полив. Вроде все просто, но это на словах просто. Первая же лунка, просверленная метрах в ста от берега, показала 12,2 метра, вторая через десять метров — то же самое, следующая тоже. Проверив таким образом добрую сотню метров, убедились, что мы на абсолютно ровном поливе. Прошли еще полсотни метров от берега — картина прежняя; вернулись, пробили метров пятьдесят к берегу — глубина та же.

Понемногу начало светлеть. Проходивший мимо рыбак посмотрел на нашу цепочку лунок:

— Русло ищите?

Я кивнул.

— Я его тоже искал пару дней назад, так и не нашел.

— А где ловили? — поинтересовался я.

— Да прямо тут, — ответил он, показывая на торчащие ветки в стороне, в тридцати метрах от нашей цепочки.

— И как?

— Хорошо! — ответил он коротко и пошел рассверливать свои лунки.

Не верить ему оснований не было, и мы щедро закормили наши лунки мелким мотылем.

Народ между тем прибывал. Удивительно, что в будние дни в одном месте собралось более сотни рыболовов. Правда, все рассеялись по большой площади, не выходя, однако, на середину водохранилища.

Поклевки начались, когда уже рассвео. Легкое подрагивание сторожка — и четкий подъем. Точно лещ! Но это оказалась густера. Вполне упитанная, грамм на двести. Вообще отношение к густере у рыболовов обычно несколько пренебрежительное. Многие уверяют, что она более костлявая, чем лещ, не такая вкусная и всегда мелкая. На самом деле по вкусу густера лещу практически не уступает, скелет точно такой же, а что мельче, то по большей части это так, но бывает, что и на подмосковных водохранилищах густера вырастает и до килограмма, и я в этом лично убеждался.

Между тем клевать начало почти на всех лунках. Это было хорошо заметно, так как я на каждой закормленной лунке расставил «арбалеты» — оригинальные удочки. Конструкция эта четко показывает, была ли поклевка.

Быстрое перемещение от лунки к лунке, а цепочка их растянулась на пятьдесят метров, и их экспресс-облов результата не дали, поэтому я начал методично их облавливать, постепенно переходя от одной к другой. Несмотря на то что дно было фактически ровное, на разных лунках клевало с разной частотой. Выбрав для себя наиболее активную, рядом просверлил еще одну и обильно закормил, открывая кормушку в полутора метрах выше дна.

Мой напарник начал с беготни по лункам, потом тоже выбрал точку, просверлил рядом еще лунку и поставил над ними палатку. Он поверил прогнозу и оделся недостаточно тепло, так что палатка оказалась кстати. Мороз был небольшой, но на просторах водохранилища даже небольшой ветерок заметно усиливал ощущение холода.

Поклевки шли в течение всего дня, но волнами. Казалось, что рыба подходит стайками, но повнимательнее присмотревшись к поведению сторожков, я понял, что она стояла под лункой и брала с перерывами. Сторожки подрагивали довольно часто, передавая задевы рыбы за леску. Примечательно, что большинство утренних поклевок было на игру, а примерно с полудня только на стоячку. Мы шутили, что рыба наелась прикормки и ей лень подниматься за мормышкой. Хотя движущуюся приманку рыба не брала, но если немного поиграть и поставить удочку, поклевки шли чаще. Когда поклевки совсем прекращались, я докармливал лунку маленькой кормушкой.

Очень рассчитывали на то, что подойдет лещ, но, к сожалению, в основном клевала густера с редким вкраплением подлещика. Удивило нас то, что густера попадалась в среднем крупнее подлещика. Откровенной мелочи практически не было: за весь день поймали только штук пять рыбок весом 100-130 грамм, остальные были крупнее, от 200 грамм.

Как шли дела у Жени, сидевшего в палатке в 20 метрах от меня, я мог судить по доносившимся из палатки возгласам. «О, черт!» — значит, или не подсек, или рыба сошла. Довольное бормотание означало очередную удачу. Только однажды из палатки раздалось что-то громкое, но нечленораздельное. Оказалось, что попалось что-то действительно крупное, судя по всему — лещ, но завести его в лунку не удалось. Учитывая, что это была единственная такая поклевка, приятелю было вдвойне обидно. Впрочем, три подлещика по полкило, попавшиеся один за другим, его более или менее успокоили. По какой-то причине в лунках, на которых стояла палатка, поклевок было меньше, но рыба попадалась крупнее. Возможно, дело в затемнении, которое она давала, впрочем, на глубине 12 метров это не должно было сказываться.

Как-то, вытаскивая очередную густеру, я поймал на себе печальный взгляд соседа, с котором познакомился утром. У него поклевок было совсем мало, хотя он третий день ловил на одних и тех же лунках. Оказалось, что когда он накануне покупал мотыля, ему в магазине навязали еще и какой-то суперактиватор клева, без которого мотыля там не продавали. Он и решил его проверить. В результате на точке, где он до этого, по его словам, ловил до 10 кг рыбы, он поймал всего десятка полтора мелких густерок. Вот вам и активатор.

Где-то после четырех часов клев улучшился, но через полчаса практически прекратился. Можайка явно давала понять: пора и честь знать. Видимо, клев прекратился повсеместно, так как народ дружно потянулся к берегу. Собрались и мы. Улов у нас получился вполне приличный: у меня около 7 кг, у Жени немного меньше.

Мои домашние, с аппетитом уминая жареную рыбу, так и не смогли определить, где густера, а где подлещик. Решили всю именовать лещом.