Skip to content

В краю счастливых людей

В краю счастливых людейТаймень — 761 рубль. Именно эта сумма указана в перечне услуг ФГУ «Енисейрыбвод» в качестве платы за право поимки одного тайменя. Когда я впервые увидел эту информацию, я и представить не мог, что очень скоро окажусь в тех благодатных краях и буду пытаться поймать этого самого тайменя. Но обо всем по порядку.

В этом году я как-то без энтузиазма планировал поездку в апреле в Астраханскую область. Наверное, потому, что «проходил» это многократно и никаких сюрпризов не ожидал. Но неожиданно вдруг получил приглашение закрыть зимний сезон, да не абы где, а в тайге, на небольшой таежной речке Хахалевке, впадающей в Енисей. Решался недолго: когда еще выпадет шанс посетить места, где снимали кино «Счастливые люди»!Логистика вышла очень даже неплохая. Самолетом до Красноярска, затем местным авиарейсом до поселка Бор Туруханского района. Далее на ЗИЛе-Ш по зимнику 45 км и еще 5 км на «буране» по тайге до зимовья. Пять дней ловли на таежной реке, затем возвращаемся в поселок и в последний вечер перед отлетом в Красноярск пытаемся половить налима. Маловато, конечно, по времени, но самолет в поселок летает раз в неделю, а это значит, что промежуточных вариантов по срокам нет. Или неделя, или две. До Красноярска можно еще и по зимнику добраться (на хорошей машине за сутки), но это отдельная история. Мы решили, что недели будет нам достаточно. В Бору нас должен был встречать Виктор — организатор всего этого мероприятия.

До Красноярска долетели отлично, отпраздновав в самолете день рождения Ивана, одного из членов нашей группы. Пользуясь случаем, представлю и остальных компаньонов — Павел, Владимир и ваш покорный слуга. Про Виктора, бывшего физика-ядерщика, а ныне охотоведа, я уже сказал. Самолет из Красноярска до поселка Бор вылетел по расписанию и долетел без приключений. Тайга встретила настоящей зимой: 12 градусов мороза, яркое солнце и чистейший снег. С нами в самолете в поселок добиралась еще одна группа рыбаков, представлявшая собой настоящий интернационал: чехи, эстонцы, русские… Все приехали за одним — отдохнуть и порыбачить.

Нас встречали. Быстро погрузив все вещи в машину, заехали в магазин докупить разной мелочи, вроде пива к бане и печенюшек к чаю. На всякий случай купили по бутылке водки на брата. Почему так мало? А для нас Виктор специально приготовил натурпродукт. Пробовавшие его люди утверждали, что он великолепен. Не обманули. Отведать сей продукт нам посчастливилось уже через час после приземления, в доме у Виктора. Удивительное дело! Ужинаешь ты в Москве, а обедаешь уже за тысячи километров от дома, в таежной глуши.

В кузов ЗИЛа загрузили всё, от снастей до «бурана». Взяли два ружья, двух собак — и в путь.

Путь вроде бы недалекий — всего лишь 45 км, но потрястись нам пришлось. Чистейший снег, заваливший тайгу по самое «не балуй», отлично отражал яркое солнце, и смотреть на окружающую красоту без солнцезащитных очков было трудно. Здесь хочу сказать слова благодарности Саше Неймарку за то, что он фактически заставил меня взять в это путешествие снегоступы, подвезя мне их прямо к отъезжающему в аэропорт экспрессу. Отличная вещь! В этом я убедился в первый же день, пройдя в них 5 километров по тайге, практически не проваливаясь. За две ходки «бурана» Виктор перевез все наши вещи и доставил Володю, а остальные сами дошли за полтора часа.

Зимовье Виктора порадовало: добротная избушка с маленькой кухней и паласами на полу. Три спальных места. Достаточно большая банька и в ней еще два спальных места. До реки 70 метров. Генератор и все необходимое, вплоть до нового постельного белья. На месте были к обеду, который тут же и приготовили. Вечером Виктор решил на «буране» пробить дорогу к рыбным точкам ниже нашей базы. В помощники он решил взять меня.

Зимовье

Но уехать далеко у нас не получилось: «буран» отказывался форсировать огромный сугроб, который намело на небольшом островке. Все попытки пробиться вперед были безрезультатными, но и возвращение оказалось сложной задачей. Хмель выветрился моментально, так как надо было вытаскивать «буран» из снежно-ледяного плена. Виктор сидит на «буране», а я сзади пытаюсь сдернуть снегоход с мертвой точки. Удается. Дергаю опять, Виктор газует, снова «буран» чуть движется назад, третий рывок — и я оказываюсь под снегоходом. «Вытащил-таки», — подумала моя голова, которая в данный момент торчала из-под снежика. Хорошо, что Виктор успел остановиться. «Теперь медленно вперед», — высказал я свои пожелания и через пять секунд уже стоял на ногах цел и невредим. А еще через несколько минут мы были на базе. Правда, перед этим мы просверлили по одной лунке в надежде поймать первую рыбку, но Виктор, увидев, что я ловлю на довольно большую блесну, сказал, что это все ерунда и толку не будет.

Запас натурпродукта в этот вечер значительно уменьшился. Ночью температура упала до минус 23 градусов. Утром я проснулся первым, легко позавтракал и решил, что пусть ребята едут на рыбалку, а я еще немного отдохну. И только информация о том, что ребята уже вовсю ловят, очень быстро вернула меня к жизни. Через 15 минут мы с Виктором были на точке. Ребята действительно ловили, на льду уже прыгало несколько красавцев хариусов. Правило «новичкам везет» вновь сработало: Иван поймал небольшого таймешонка. Все ловили на мормышку с подсадкой червя. Я решил, что ловить буду на блесну. Виктор недоверчиво отнесся к моему желанию, но через пару минут я уже держал в руках своего первого зимнего хариуса, пойманного на блесну. «Вильямс» рулил. Я поймал на этой точке еще несколько хороших красавцев, а ребята решили передвинуться чуть дальше — на яму.

Трофей

Хахалевка — очень интересная таежная речка. Она не слишком длинная и не широкая, с плесами и небольшими ямами. По словам прежде бывавшего здесь Павла и практически живущего на ней Виктора, в речке водится крупный ленок и встречается неплохой таймень. А еще есть сиг и, конечно же, хариус. Поймать всех этих рыб и входило в мои планы. Поэтому я тоже решил переместиться на яму, но перед этим успел поймать на блесну небольшого ленка. Первое утро рыбалки, а я уже закрыл две номинации из четырех намеченных.

На яме жрать мои блесны рыба отказывалась напрочь. Я менял размер и цвет, модель блесны и стиль проводки, но все было безрезультатно. В это же время ребята распочинились по сигу, а Володя взял первого зачетного ленка. И как взял! До этого кто-то у него оборвал леску, я посоветовал ему не форсировать вываживание. Через некоторое время опять поклевка, я советую ему не торопиться -и вот приличный ленок уже в лунке. Оп… и леска вновь обрывается. Володя растерянно смотрит на удочку, а я рукой по локоть залезаю в лунку и выкидываю на лед уже почти уплывшего ленка.

Работала мормышка с червем. Сразу скажу, что всю неделю можно было ловить на одну мормышку, лишь периодически меняя червя, и не париться. На нее хорошо клевали и хариусы, и сиги, но ведь это же не наш метод! Я уперся в блесну и в итоге до вечера заработал всего два невнятных ударчика. Впрочем, это меня совершенно не расстроило, ведь впереди меня ожидало все самое интересное. Так мне хотелось думать.

И первое интересное происшествие случилось в первый же день ловли. По заказу Виктора мы привезли ему мотобур. Насверлив на яме несколько лунок, Виктор пошел с ним выше ямы и чуть было не нашел нефть. Первые ножи на мотобуре приказали долго жить. Так же как и мой разловленный на этой реке «вильямс», который я оборвал на зацепе. На следующий день у нас сломался генератор. Искра ушла. Но из нас искра уйти не могла, и мы опять отправились на верхнюю яму. Погода резко поменялась, ночью задул сильный ветер, и градусник уверенно ушел в плюс. Давление рухнуло.

Хариус на плесе брал не так активно, как накануне, но брал. Правда, от блесны он отказывался наотрез. А я не сдавался. Перешли на яму. Поставил самую крупную колебалку от «Вильямс». Прошел по всем вчерашним лункам в надежде на тайменя — ноль. Паша вытащил отличного ленка на 1,9 кг. Ребята тоже полавливают потихоньку, хариус берет в 50 метрах выше ямы. Я уже практически готов сдаться и поменять блесну на мормышку, но меняю пока только блесны.

Налим

Очень жаль ту, разловленную, золотой «Вильяме Айс-Джиг». После сытного обеда, по законам Архимеда, червяка я все-чаки насадил. Но от обеденного стола не уходил, одним глазом поглядывая на оставленную в лунке удочку.

«Ну, за рыбалку!» — произнес я и… не обнаружил у лунки своей удочки. А ведь знал! А ведь предупреждали…. Моя любимая удочка, служившая мне верой и правдой восемь лет, умерла достойной смертью. Все мои попытки зацепить ее блесной не увенчались успехом. Но эта потеря дала мне повод достать из ящика несколько форелевых удочек-поставушек. Я их взял на всякий случай. Легкие, места много не занимают. А главное — их сложно утащить, перекладина не позволяет. Мне было очень интересно выяснить, как эта снасть сработает на данном водоеме и по местной рыбе. Пропускаю леску через большую мормышку и ставлю стопор свинцовой дробинкой. После мормышки пвивязываю крючок. Насадка стандартная — червь.

Не прошло и десяти минут — первая поклевка. Классика. Удочку тянет в лунку. Перекладина упирается, удочка встает вертикально и прыгает на перекладине от сильных потяжек рыбы. Или не прыгает, если рыба сорвалась. В моем случае не сорвалась — отличный ленок. Такая ловля значительно веселее: я блесню, а удочки прыгают. Вот уже и сиг поймался на поставушку. На блесну я бы вряд ли его поймал: все поклевки сига, как правило, были при медленной игре мормышкой, а чаще всего на неподвижную приманку.

Удочки работали, и это радовало. Но в целом клев на реке был значительно хуже, чем в первый день. Впрочем, это не удивительно: с берегов побежала талая вода и ледовая обстановка на реке стала меняться на глазах. Снег из белого превратился в серый и немного осел. Мы много искали и быстро убили два комплекта ножей на More, 130 мм. Правда, практически с каждой новой лунки брали хариуса. Я отложил блесну и поставил безмотылку-рыбинского муравья с белой бусиной, еще один подарок Саши Неймарка. Но подсадил на нее опарыша. Результат не заставил себя ждать — подряд клюнули два отличных хариуса. Тянуть их на леске 0,14 — ощущения непередаваемые.

Небольшая мормышка на тонкой снасти принесла неплохой результат. Хариус откликался на нее сейчас значительно лучше, чем на червя. Блесну он брать категорически отказывался. Правда, и размер хариуса стал разным. Мелкий хариус тоже с удовольствием атаковал такую приманку. Решил поработать чистой безмотылкой, без подсадки опарыша. Работает! Подтверждением чему стали несколько небольших «Харьков». А Виктор все это время не менял единственную свою мормышку весом 9 грамм из медной пули с впаянным в нее большим крючком и стабильно ловил рыбу.

Убили три комплекта ножей и на барнаульском буре. В итоге рабочим оказался только мой 110-й, который я взял с собой на всякий случай, для поиска рыбы. Хорошо, что к этому времени уже много лунок по реке насверлили. Давление колба-сило: то оно пыталось ползти вверх, то резко падало. Говорят, это негативно сказывается на клеве, но рыба у нас на еду была каждый день и в достаточном количестве. На улице установился твердый плюс, а вот отсутствие у меня в улове тайменя — это минус. Зато, пытаясь поймать тайменя, я «организовал» зацеп в той же лунке, где оторвал свою первую разловленную на этой оеке блесну. Чудо, но, спасая большой «вильямс», я умудрился подцепить его мелкого собрата, потерянного во второй день, и спасти обоих. Бывает же такое! Ведь именно на эту блесну я сумел поймать последнюю из желанных мною рыб-тайменя. Небольшого, но такого дорогого. Кому деньги платить?

Произошло это утром заключительного дня, а значит, программу минимум можно было считать выполненной. Но ведь мы настоящие рыбаки, как же без трудностей?! Решили после обеда совершить заключительный марш-бросок на лыжах туда, куда мы с Виктором не смогли пробиться в первый день на «буране». Дальний неразбуренный плес — наша цель. По словам Виктора, там никто в этом году не ловил и есть шанс оторваться. Идти на лыжах по тайге одно удовольствие, а не идти — удовольствие значительно большее. Пошли я, Паша и Виктор. Ваня и Володя решили опять сделать баньку. Дошли. Неразбуренный плес оказался разбуренным.

«Ерунда!» — сказал Виктор. — Это я тут три недели назад всего лишь ведро хариуса снял». Разбурили заново, наловили ведро хариуса. Работала и мормышка, и.блесна. Было желание попробовать черта, но «правильную» удочку я подарил рыбам. А река тем временем вскрывалась на глазах. Там, где вчера был лед, сегодня можно было наблюдать за быстрым течением реки.

Пять дней в тайге пролетели как один. Но у нас в запасе еще был «дембельский аккорд» -ловля налима на Подкаменной Тунгуске. Но это завтра вечером, а сегодня утром надо собрать все вещи и довезти их до дороги, да и самих себя еще дотащить. И погода пришла нам на помощь. Утром немного подморозило, и идти по достаточно крепкому насту было легко. Виктор еще с вечером сделал один заезд, чтобы облегчить себе задачу на утро, а мы, убравшись в зимовье, неспешно двинулись в сторону дороги. Снегоступы опять пригодились, когда поднявшееся солнце растопило наст. Полезная вещь, однако.

Дорога, которая в день приезда заняла у нас два часа, стала совершенно неузнаваемой и на нее ушло вдвое больше времени. Пахло весной. По обочине дороги бегали глухари и бестолковые глухарки. Перемена в природе, случившаяся за неделю у нас на глазах, поражала. Вместо белейшего снега — серый наст. Вместо накатанного зимника — весенняя распутица. Под угрозой оказалась наша поездка за налимом, ведь на реке уже появились забереги. Но, собрав всю информацию об обстановке на реке, решили рискнуть.

Местная снасть для ловли налима — это что-то! Баллончик от сифона, залитый свинцом с впаянным в него огромным самодельным крючком висит на леске, которую у нас называют бельевой веревкой. На эту чудо-приманку, поместному балду, цепляется ерш — и вперед, стучать по дну. При поклевке быстрыми движениями рук налим вытаскивается на лед. Не дай бог дать слабину: тогда этот кусок свинца просто вываливается из пасти налима под своей тяжестью.

Место ловли — впадение Подкаменной Тунгуски в Енисей. Сначала на двух снегоходах сгоняли за насадкой. Ерша наловили без особых проблем — размер обычный подмосковный. Ловили на лунках местных рыбаков. Просверлить новую лунку своим 110-м буром даже с удлинителем у меня не получилось. Да и мотобур на максимуме своей длины с большим трудом смог одолеть лед, толщина которого в месте ловли была около 160 см. Глубина 8-9 метров. Это я с собой эхолот «Практик» брал. Дно каменистое.

Вечерело. Я решил ловить на свою снасть. Так как течения практически нет — Енисей подпирает, я поставил судаковую мормышку для ловли с подсадкой тюльки, но насадил ерша. Леска 0,28. Сели все рядом. Первая поклевка налима случилась в тот момент, когда Виктор показывал Ивану, как надо стучать приманкой. Виктор тащил очень шустро, но — сход. Радовало, что лунка у Ивана рабочая, а я сидел в трех метрах от него. Первого налима поймал все-таки Иван. Ясное дело, новичкам везет. А я сижу стучу, чувствую, как моя мормышка, ударяясь о камни, иногда проваливается в небольшую расщелину между ними. Не делая резких взмахов, тихонько постукиваю то по левому, то по правому камню. Ощущаю, что моего ерша кто-то пытается как бы засосать. Сижу, не суечусь. Налим все более уверенно пробует мою наживку на зуб. Подсекаю. Есть. Пытаюсь быстро, «как учили», вытащить налима на поверхность, но на полпути обидный сход.

Ладно, главное, что снасть работает и налим есть. Через несколько минут опять чувствую, что приманку кто-то всасывает в себя. Жду несколько секунд и подсекаю. Ого! Тяжесть обалденная. Начинаю, не торопясь, подтягивать налима к лунке. Сопротивляется усатый, но поддается. Подтащил к лунке, а он в нее — 200 мм! — не лезет! Держу его у нижней кромки в полной уверенности, что прочности лески мне хватит за глаза. Пытаюсь протащить монстра в лунку, но… дзынь… ни монстра, ни мормышки, и лишь только Витин упрек, что не поставил «нормальную» леску. Но я полон уверенности, что своего налима возьму. Пусть чуть позже, но возьму. И хотя он оказался весом всего 3 кг, но ведь взял! Правда, таких налимов там считают мелочью, но ведь это рыбалка, а не магазин.

На этом программу максимум можно было считать выполненной. Время перевалило за полночь, а это значит, что уже сегодня нам улетать и пора двигаться домой. Хотя я с удовольствием остался бы еще на недельку. А придется целый год ждать. Ведь теперь я точно знаю, куда поеду на рыбалку в апреле следующего года.

Константин АЛЕКСЕЕВ Фото автора

Один комментарий

1. Макс Руденко:

Хороший рассказ! Можно только по завидовать)) настоящий отдых для мужиков ) в красивых местах )