Skip to content

Ямало-Ненецкий АО. Озеро Пэдаратато

Пэдаратато — этоЯНАО. Ледник МГУ озеро, конечная цель нашего маршрута. Пэдара в переводе с ненецкого означает лес, лесной. Почему именно Пэдаратато? Название показалось загадочным. А если серьезно, то просто решили, что это озеро будет нашей конечной целью. Решили — и все.  Должна же быть цель, не слоняться же нам по байдарацкой тундре бесцельно.А чтобы путь до загадочного озера не был простым, мы придумали себе целое путешествие. Добираемся на вездеходе до Малого Щучьего озера, там прогуливаемся до ледника МГУ, сплавляемся на катамаране по реке Малая Щучья до ее впадения в Большую Щучью, поднимаемся по ней до озера Большое Щучье, проходим по нему до точки, откуда запланировали идти на Пэдаратато, и, как дембельский аккорд, поход на это самое озеро с посещением по пути еще одного озера, не побоюсь этого слова, Орангъеганлор.

Малое Щучье озеро встретило нас радугой и в тот же день одарило красивейшим гольцом на 3,7 кг. Правда, десять лет назад тому же Виконту попался на этом озере еще более красивый голец. Тогда рыба позарилась на колебалку, сейчас — на вертушку.

Был еще один крупный голец, взявший на большой каст-мастер, но Терминатор не смог с ним совладать, и рыбе удалось обрезать плетенку о камни. Вывод: не мелочиться с приманками и не давать гольцу свободы при вываживании.

Посещение ледника МГУ прошло гладко. Получилось 8 км в горку, но ледник растаял, и вместо него нам открылось озеро, но рыбы в нем, скорее всего, пока еще нет.

Не было рыбы и в Малом Щучьем. Вернее, рыба была, но ее никто не смог поймать. Голец лишь изредка выходил за приманкой и совсем уж редко тыкал ее носом. Нависла угроза остаться без ухи, но мне все-таки удалось подобрать к рыбе ключик и поймать пять хвостов на ужин. Пусть рыбы и небольшие, но от этого не менее ценные для меня. Так как мой эксперимент, так сказать, ноу-хау, сработал на ура

Видя, что голец хоть изредка, но проявляет интерес к приманкам, в особенности к колебалкам, я поставил Williams Ice Jig, золото с серебром, длиной 57 мм и весом 7 грамм. Блесна медленно тонет, планируя в толще воды, в прозрачной воде рыбе ее видно издалека, а самое главное, стиль проводки — жесткий твитч. Никаких медленных проводок с паузой, которые лишь заставляли гольца заинтересоваться приманкой. Твитчинг колебалкой провоцировал рыбу на атаку. За час я поймал пять рыб, хотя за день мы вчетвером поймали всего одного гольца.

Вечером мы поймали еще и двух хариусов, которых в озере вроде как и быть не должно.

Ночью был ураган, катамаран, привязанный на берегу к камню, парил над землей, ветру удалось даже сломать одну из дуг нашей ветроустойчивой палатки, но палатка все-таки устояла.

Устояли и мы после «сплава» по М. Щучьей до Б. Щучьей, но лучше бы нас унесло ночью ураганом. Воды не было, и мы фактически тащили кат по острым камням все 13 км. Нелегкое дело, скажу я вам.

Большое Щучье, до которого мы, как бурлаки, протащили наш кат Вверх по реке, тоже встретило нас радугой. Только вот гольца большого не подарило, вообще никакого не подарило, предложив взамен грибы и ягоды.

На следующий день, собрав трехдневный запас продуктов и оставив катамаран на Большом Щучьем, мы двинулись пешком к конечной точке нашего маршрута. Зайцы, бегающие в распадке ручья, вытекающего из озера Орангъеганлор, не спешили ретироваться при нашем появлении. Понимали, что ружей у нас собой нет. Хариусы в этом озере тоже не были осторожны, но наличие у нас блесен «Сильвер Крик» оценили слишком поздно. Терминатор тут же принес двух зачетных рыб, еще по одной поймали мы с Виконтом.

Донесли рыбу до водораздела между бассейнами Щучьей и Байдараты и, остановившись на привал, приготовили отменную ушицу.

До конечной точки оставалось совсем немного, и каждый пройденный километр давался все тяжелее. Наконец на горизонте появилось озеро, но, судя по навигатору, не то, что мы ожидали увидеть. Терминатор дошел до него первым и, пока мы его догнали, успел поймать на этом безымянном озере несколько зачетных хариусов. Присоединившись к нему, мы убедились в том, что хариуса тут просто море, и я так и назвал эту точку в своем GPS.

Рыба ловилась на все. На большие колебалки и на маленькие вертушки, и даже воблеры Izumi, которые я взял с целью половить гольца, хариус атаковал не раздумывая. Правда, на твитчинг не реагировал и атаковал воблеры на медленной проводке.

До Пэдаратато оставалось всего ничего, но уходить с этого места не хотелось.

Пэдаратато радугой нас не встретило, но в воздухе была разлита необыкновенная тишина и умиротворенность. Если на обоих Щучьих почти всегда дует ветер, то на Пэдератато был штиль и было видно, как мальки какой-то рыбы танцуют на поверхности воды.

Мальки оказались молодью гольца, за которой активно охотился хариус. Пэдаратато оказалось аквариумом, где молодь набиралась сил и веса, а взрослые производили естественный отбор, пожирая слабейших. Мы же принялись выявлять слабейших — или глупейших? — среди взрослых. Хариуса тут было не меньше, чем на соседнем озере, но на воблеры он брать отказывался, зато отлично откликался на вертушки и на мух.

Я же не оставлял надежды поймать гольца и прицепил серебряно-золотой «Вильямс». Твитчинг, освоенный мною на Щучьем, гольца не принес, но, экспериментируя с паузами и увеличивая их, я стал с успехом ловить хариуса.

Глубина в месте нашей ловли была порядка 15 метров. Я решил вместо твитчинга проверить джиговую проводку. Долго планирующая после заброса ко-лебалка производила на хариуса магическое действие. Он атаковал приманку на падении. Да еще с таким ударом, что чуть не выбивал из рук спиннинг. Если блесне все же удавалось достичь дна, то я поднимал ее пятью-шестью оборотами катушки и снова отпускал в свободное падение. Удары не заставляли себя долго ждать.

Одним таким ударом какой-то особо хитрый хариус, а может, и голец, сумел расстегнуть карабин, и на следующей подмотке столь дорогая моему сердцу блесна ушла в свое последнее свободное падение. Озеро взяло с меня налог за изъятую у него рыбу, но я не в обиде. Хариус отлично брал и на другие колебалки, такие, например, как моя любимая Little Cleo, и даже китайская GT-Bio не оставляла его равнодушным.

А вот гольца на Пэдаратато мы так и не поймали. Видно, хариус вытеснил его из озера.

Дорога назад всегда почему-то быстрее и короче. У нас оставалось еще полдня, чтобы поискать гольца на Большом Щучьем, но как-то не особо верилось в успех. Но Терминатор таки поймал в этот последний вечер одного небольшого гольчика, и это стало окончательной точкой в нашем путешествии. Впереди нас ждал долгий путь домой, воспоминания и надежда вернуться в эти края снова.

Константин АЛЕКСЕЕВ

Из материалов газеты «Рыбак-рыбака»