Skip to content

Донские просторы

Донские просторыВ этот раз мы отправились на Дон — на участок близ города Серафимович Волгоградской области. Хотелось посмотреть новые места — про Нижний Дон нам все уши прожужжали друзья, которые там уже рыбачили. Настраивались мы в основном на судака и жереха, а мне очень хотелось половить еще и голавля.

ПОД ОБСТРЕЛОМ

Но сначала мы решили заглянуть на Дон почти сразу за Воронежем. Мы знали, что там есть перекаты, водится голавль и судак, но где именно расположены эти места, было известно крайне приблизительно. Мой знакомый рыбак, знавший тамошние места, сказал: «Проедете Воронеж, примерно через 20 км свернете направо, и полями к Дону». Чего же может быть проще? Очень доходчиво все объяснил.

Проехали примерно 20 км, повернули, переехали железку, поехали полями. Дон, судя по навигатору, прямо по курсу через 15 километров. Но примерно через 5 километров нас остановила покосившая ржавая табличка: «Проезд — проход запрещен, артиллерийский полигон». Рядом грудой навалены ящики от снарядов. Слушаемся, берем левее, вскоре еще табличка, через 2 километра — еще. Постепенно отдаляемся от Дона. Саша озвучивает хорошую мысль: «Да это наверняка заброшенный полигон — ни следов от техники не видно, ни военных».

Решаем ехать через полигон. Километра через три на песчаной дороге ясно видны свежие следы от тяжелой техники, рядом валяются разорвавшиеся снаряды. После этого мы поехали гораздо быстрее. Повезло, прорвались. Вот и Дон, можно выдохнуть. И почти сразу ровно над тем местом, где мы недавно петляли по полигону, низко пролетел самолет, потом поднялся черный гриб взрыва и раздался грохот. Сбросил бомбу?! Мы остолбенели. Красиво смотрелись бы колеса нашего джипа, взлетевшие над лесом! Потом пролетел еще самолет, и еще. А потом стала бить артиллерия.

ДЖИГ ПРОТИВ ВОБЛЕРА

Место для ночевки мы нашли, но перекатов рядом нет, а времени на поиски уже не осталось. Обрывистый берег, сильное течение — рыба должна быть. Собираем снасти, наспех перекусываем. Саша решил ловить джигом, я — на воблеры. Расклад очень удачный: джигом пробивается рельеф дна и выясняется наличие рыбы на середине, а воблеры облавливают места рядом с берегом — можно лучше и быстрее изучить реку.

Быстро выясняется, что дно реки в месте ловли — «гребенка», глубины ровные -от 1,5 до 3,5 метров. У Саши поклевка. Кричит, что похоже на судаковую, но течение и «гребенчатое» дно, из-за чего приманка очень резко появляется в поле зрения рыбы, не позволяя последней точно атаковать. Обычное явление в подобных местах.

В моих секторах ловли глиняные бровки с небольшими поперечными косами, глубоко. Условия позволяют ловить некрупными крэнками с большим заглублением. Начинаю с воблера «Косадака Роджер» с большой лопастью. Использую тактику «двойного прохода»: быстро нащупываю небольшую ямку, а при следующей проводке перебрасываю ее и подвожу воблер очень медленно, со стороны течения. Резкая поклевка, визг фрикциона — и первый голавлик на берегу. Значит, правильно мы выбрали место! Потом ловится еще один. А в сумерках места, где были голавли, заняли судачки — до наступления полной темноты мне удалось поймать двоих.

Пора в лагерь. Джиг пока проигрывает, посмотрим, что дальше будет.

На рассвете быстро собираемся и двигаем в сторону Волгограда. Уже ночью прибываем на место — почти напротив нас в Дон впадает полноводная и такая красивая Медведица.

ВЕРООТСТУПНИКИ

Утром решаем для начала половить леща -как нам сказали, его здесь много. Саша ловит леща на донки. В его арсенале незатейливые, но очень крепкие и весьма популярные среди доночников спиннинги «Крокодил». Сигнализаторами поклевок служат колокольчики, привязанные на шнурке перед тюльпаном. У меня — недавно приобретенный «на всякий случай» недорогой фидер с тестом до 170 г. Мой сигнализатор — гибкая вершинка фидера — четко показывает и смывание кормушки течением, и поклевки. И хоть для меня это первая в жизни рыбалка на фидер, довольно быстро начинаю понимать специфику этой ловли.

И вот тащу первого леща, и сразу на килограмм! А потом еще одного, и еще! Самый большой — около двух килограммов. Всего я поймал около десятка лещей, а в прилове еще и несколько стерлядок. Этих обижать нельзя, поэтому всех побыстрее отпустили. Очень, кстати, сильная рыба, упирается до последнего. А какая красивая!

Под вечер я надел вейдерсы и обловил воблерами две каменные косы и участки вдоль травы. На косах на «Чабби Минноу» поймал несколько окуней и одного голавля. Работала очень медленная проводка через косу. На крэнки поклевок не было.

На второй день твердо решили собрать лодку и переключиться на спиннинговую ловлю. Ну разве что часик -не больше! — половить на фидер? Но клевало опять так, что не оторвешься. Неужели из правоверных спиннингистов мы превращаемся в червячников?!

Спасли нас коровы. Когда мы отлучились с берега к палатке перекусить, буренки выбежали на водопой, снесли мою стойку и сломали фидер. Я решил не сдаваться — собрал джиговый спиннинг и повесил перед тюльпаном колокольчик. Теперь я тоже доночник! Но в отличие от фидера «колокольная» система не работала: на ветру и быстром течении аккуратных поклевок просто не заметить.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОРНЯМ

Наконец-то можно собрать лодку — ничего не мешает! Вешаем мотор, эхолот, берем по паре спиннингов, едем на сданные нам друзьями точки. Но рыб на них нет. Более того, ямы затянуло, да еще и уровень воды в реке на два метра ниже нормы. Вместо обещанных пяти метров нет даже двух, а в одном месте, где раньше была яма, мы чуть не сели на мель!

Доходим до устья Хопра, поднимаемся вверх. Сейчас должна начаться серия ям под обрывистым берегом. Но река обмелела, ям нет. На двоих у нас четыре поклевки, одна реализована — судак на килограмм.

Места на Хопре вблизи устья сильно запрессингованы: на берегу лагеря рыболовов, лодки с моторами, на плесе видны поплавки многочисленных сетей.

Яма на стрелке Хопра и Дона тоже пустая, ее постоянно процеживают клиенты находящейся рядом рыболовной базы. Местные говорят, что как база появилась, хищника почти не стало. Туристы троллингуют целыми днями, добивая оставшихся рыб. При небольших глубинах и почти полном отсутствии укрытий, коряжника и крутых бровок, хищник выбивается очень быстро. Рассказывают, что рыболовы с базы ловят с моторных лодок даже в период нерестового запрета, в мае — июне.

Тем не менее нам удалось поймать щук. Одну на Megabass Grifon на сильно изрезанном дне на излучине Дона, потом еще нескольких у берега на Kosadaka Mascot. Вся щука некрупная, до килограмма.

В общем, не весело обстоят дела с хищником на этом участке Дона. То ли его действительно почти не осталось, то ли нам просто не повезло. Могли сказаться и низкий уровень поды, и сильный холодный ветер, и скачущее давление.

В последний день мы снова загрузились в лодку. Саша с удочкой, я со спиннингом. Он ловил с одного борта, я с другого. На червя и макароны у него отлично клевали плотвицы, подлещики и жирные полукилограммовые караси, а я на воблеры поймал несколько щук. По-прежнему лучше всего щуки реагировали на минноу довольно крупного размера. В частности, на уже упомянутый Kosadaka Mascot 80F и на недавно приобретенные Mystic 95F и Jackall Squad minnow 95. Проводка равномерная, в среднем темпе, с резкими кистевыми рывками небольшой амплитуды.

Несмотря на все сложности и опасность попасть под артобстрел, новые места нам очень понравились. На Дон можно и просто так любоваться, без всякой рыбалки, но мы ведь там еще и рыбу поймали!

Владимир ГЕРАСИМОВ. Москва (Фото автора)

2 комментария

1. Ribaloff:

Спасибо, было интересно почитать.