Меню 
Skip to content
 

Последний селигерский лед

Последний селигерский ледВ рыболовном лексиконе есть выражение — гонять леща по последнему льду. Что кому-то на каком-то из водохранилищ удалось хорошо погонять леща в начале апреля, слышать приходилось не раз. Иногда рыболовы в самом деле гоняют стаи леща (а на Рыбинке — стада окуня), но чаще бывает совсем наоборот: в погоне за лещом рыбакам приходится проходить по льду, покрытому пропитанным водой снегом, километры и километры. Так получилось и с нами на Селигере, на рыбалке по самому последнему льду.

СПЕШИМ НА ПОМОЩЬ

Эта поездка вообще то не планировалась, но неожиданный звонок друзей, живущих на базе на берегу озере, все изменил. «Ребята, выручайте! Пошел лещ, а у нас «собаки» помирают», — услышал я. Речь шла, конечно, о мотобуксировщиках серии «Рекс», которые в последнее время очень популярны на Селигере. И понятно почему: они со скоростью до 30 км в час тянут за собой двух-трех человек, при этом весьма экономичные. И по чистому льду тянут, и по сух ому снегу, но очень не любят пропитанного водой весеннего снега. Туг летят ремни, цепи и, что хуже всего, вариаторы — последние в райцентре Осташкове найти невозможно, а без них «собаки» -просто железо. Именно без вариаторов наши друзья и остались.

Делать нечего, лечу на фирму, торгующую «собаками» и запчастями к ним. Но встает вопрос, как все переправить друзьям. Сейчас не сезон, никто на Селигер не собирался. А запчасти нужны позарез. Прикидываем варианты. У моего приятеля Виталия, заядлого рыбака, впереди два выходных. Он тоже к Селигеру неравнодушен. Решено: едем! Но без мотыля ехать нельзя. На Селигере его не моют, там это настоящий дефицит. Напряглись, мотыля все-таки успели купить. И в ночь сорвались.

Рано утром, когда мы подъезжали к озеру, бортовой компьютер показывал минус три. Безоблачное небо, звезды и сверкающий снег — словно не апрель, а февраль.

Нас уже ждали, но надо было еще попасть на другую базу, в Задубье, где, собственно, и встала «собака». Спешный завтрак, и мы снова едем, теперь на уазике с неправдоподобно большими колесами.

Задубье с точки зрения зимней ловли леща расположено очень удачно. Прямо напротив -единственное место, где и в разгар глухозимья реально наловить леща. Дно здесь илистое, что, похоже, его и привлекает.

Весной лещ немного разбредается, но часть остается. Напротив — остров Хачин, рядом с ним леща ловят по последнему льду. В любом случае в радиусе пары километров есть несколько мест, где реально половить леща, в том числе матерого.

На Селигере не скрытничают, и уже за завтраком мы точно знали, где вчера ловили подлещика по 400-500 грамм (уловы по 5-6 кг), а где клев был, может, и похуже, но попадались экземпляр и за килограмм. Прикинув варианты, решили оставить ремонт «собаки» до вечера и отправиться на ближайшую точку -утолить рыболовный голод, половить хотя бы некрупного подлещика, тем более что там нас ждали закормленные с вечера лунки.

Лунки были чуть прихвачены морозцем. Все замечательно, но на закормленных лунках брала только густера. Поклевки резкие, жадные — просто наслаждение, но это не лещ. Местные рыболовы относятся к таким вещам спокойно: не клюет сегодня — половим завтра, не завтра — так послезавтра. Им хорошо, а у нас всего два дня.

В обед решили разойтись. Ребята с базы отправились чинить «Рекса», а мы с Виталием пошли на точку, где накануне поклевывал лещ. Друзья, прощаясь, советовали искать вчерашние лунки, они, мол, закормлены, их не спутаешь — 200 мм.

За мысом у Волоховщины, куда мы отправились, лунки пришлось искать по следам на снегу — площадь этой «точки» была 5-6 га. Поклевки, как нам и говорили, были редкие, но клевал не лещ, а все та же густерка. И стоило ради этого топать больше двух километров? Пока я раздумывал, что делать, отправиться на другую точку или вернуться на первую, где изредка подлещики все-таки проскакивали, Виталий, сидевший в паре десятков шагов от меня, победно вскрикнул... но тут же последовала совсем не радостная тирада. Оказалось, что кто-то крупный на первом же метре проводки оборвал леску и ушел с его любимой мормышкой. Искренне посочувствовав, я через несколько минут получил от леща такую же пакость. Вместо того чтобы пойти вверх, мой сторожок плавно ушел вниз — подсечка, живую тяжесть почувствовать успел, но уже через пару секунд леска лопнула.

На этой удочке у меня основная леска была 0,18 , поводок 0,14 мм. В таком сочетании был смысл: при ловле на большой, более десяти метров, глубине толстая основная леска практически не путается, а тонкий поводок не настораживает рыбу. Но в этот раз не выдержал узел, его желательно перевязывать перед каждой рыбалкой, но руки всегда не доходят.

После обрыва привязал мормышку прямо к основной леске и снова опустил. Местные рыболовы вообще не пользуются тонкими лесками, во всяком случае при ловле леща; 0,2 мм у них считается минимумом, некоторые и меньше 0,25 мм не ставят. Считается, что лещ не обращает внимания на толщину лески, и можно ставить достаточно мощные, которые позволяют не особенно церемониться с рыбой.

Чтобы раззадорить рыбу, мы докормили лунки мелким чистым мотылем, и это дало результат: начал попадаться приличный подлещик, было и несколько лещей около килограмма. Вроде все хорошо, но клев довольно быстро стих. Решили собираться: с утра ведь голодные и путь неблизкий, а идти не налегке — кое-что все-таки поймали.

НА «РЕКСА» НАДЕЙСЯ, НО И САМ НЕ ПЛОШАЙ

Добрались до Задубья, когда уже начались сумерки. Перекусили и решили отправиться на свою базу на двух «собаках» — по два человека на каждой. Ехать было всего семь километров, так что максимум через полчаса, даже с учетом того, что снег подтаял, мы рассчитывали быть на месте. Но все оказалось не так просто.

Первые километра два лихо мчались по лужам — лед местами был покрыт слоем воды. Мы с Виталием все шутили, что гонки за лещом, мол, продолжаются. Встречались участки, где снег еще совершенно не подтаял, в других местах лежал толстый снег, пропитанный водой. И когда пересекали такое поле мокрого снега, один «Рекс» забарахлил. Мотор работал нормально, но стоило двинуться с места, как машина глохла. Попытки в очередной раз заставить ее ехать закончились тем, что двигатель просто перестал работать. Стало ясно, что починить его посреди плеса невозможно. Оставалось тащить, и тащить к себе на базу. Расклад простой: заглохший мотобуксировщик едет на корыте, которое тащит другая «собака», а мы идем пешком.

Я люблю гулять по Селигеру, но все-таки не 5 км пешком по льду, воде и снежной каше, да еще в теплом рыболовном костюме. Хорошо еще, что вещи можно было отправить на рабочей «собаке».

Последнее приключение ждало рядом с базой. Нам оставалось по зимнику перевалить через небольшой островок, но за день весь снег на открытых участках стаял, и пришлось тащить весь «поезд» волоком по песку. Уже на месте, в тепле, за обильным столом, мы поняли, что все могло быть и хуже. Если бы сломалась вторая машина, тащить нам бы пришлось обоих «Рексов» на себе до базы всю ночь.

На следующее утро отправиться на рыбалку были способны только мы с Виталием, и вовсе не потому, что у нас осталось больше сил. Просто мы понимали, это рыбалка будет последней в этом сезоне. Все тело ныло, ко всему прочему пошел дождь и резко потеплело. Там, где еще вчера лежал снег, теперь были лужи. Несмотря ни на что решили на «собаке» все-таки добраться до лещовых мест. Но удалось пройти всего километра три — дальше пробиться было трудно: сплошное месиво из снега и воды. В одну сторону мы еще могли двигаться, но если бы дождь не прекратился, вернуться нам вряд ли бы удалось.

Поступили просто: подъехали к ближайшему заливчику и очень неплохо половили подлещика вперемежку с густерой. Ничего крупного нам не попалось, вся рыба было до 250 грамм, но клевала очень бойко, так что удовольствие мы получили. А для закрытия сезона это самое главное.

Уже на обратном пути, у Торжка, переезжая Волгу, мы наблюдали ледоход. Зрелище из детства. Жаль, на мосту нельзя останавливаться. После Твери снега по обочинам уже не было, здесь господствовала весна. Зимний сезон закрыт!

Николай ЧЕВТАЙКИН. Фото автора

Из материалов газеты «Рыбак-рыбака»

Написать отзыв