ПЛАНЫ
Год назад мы с Мишей Волковым впервые попробовали съездить на подледную рыбалку в тундру. Созвонились со знакомыми в Териберке, погрузили в прицеп снегоход — и поехали. Первый блин получился не комом, путешествие вышло ярким и запоминающимся. Но кое-какие ошибки мы сделали, и теперь нам не терпелось их исправить.
В прошлом году из семи отведенных на рыбалку дней один ушел на отдых после ночи, проведенной, образно говоря, в сугробе — дорогу перемело, и мы на легковушке пробиться не смогли. Еще два дня пришлось рыбачить на ближних к Териберке озерах вследствие неправильной стратегии: мы базировались в поселке, а старт на снегоходе непосредственно из поселка оказался невозможным из-за сложного рельефа и малого количества снега.
На этот раз решили ехать на УАЗе-буханке и устраивать базовый лагерь непосредственно в тундре. Найдется изба — хорошо, нет — обойдемся палаткой. Вариантов маршрута было два: либо от Ловозера, либо от туманного, в любом случае — на восток. Но, как это нередко в жизни случается, реализован был третий, неожиданно возникший вариант. Недели за две до предполагаемого старта состоялось виртуальное знакомство с бывшим мурманчанином, а ныне питерцем Владимиром Васильевым, знатоком интересующего нас района. Он-то и посоветовал нам Лекозеро, которое мы в конце концов и выбрали. Основные преимущества этого водоема — наличие дров (с палаткой без костра трудно) и удобное расположение — не слишком далеко от цивилизации, но и не слишком близко. Предполагаемая добыча — сиг и хариус, впрочем, есть крупный окунь и трофейная щука. Посоветовавшись, мы с Мишей решили, что будет интересно проверить свои карельские наработки по зимне-весеннему хариусу на севере Кольского, да и сига мы никогда раньше целенаправленно не ловили. А кумжу и гольца поищем в окрестных небольших озерах; найдем — хорошо, не найдем — в следующий раз половим.
ДОРОГА
Обычно, когда говорят «детище отечественного автопрома», хотят не похвалить. Но на детищах отечественного автодора «буханка» чувствует себя как рыба в воде и только слегка подскакивает на ухабах там, где не только рафинированные мерседесы, но и универсальные паркетники способны лишь боязливо красться. Высокая посадка («мне сверху видно все») добавляет уверенности, а тряска — так это даже лучше, меньше риск заснуть за рулем. Правда, на шикарном лежаке, оборудованном Мишей в пассажирском отсеке, спать подолгу не удавалось, но в качестве вибромассажера он был неподражаем — полежишь на спине, полностью расслабившись, полчасика, и свеж как огурчик. Доехали за 29 часов и не сказать чтобы сильно устали, в прошлый раз было гораздо труднее.
А вот снег — он и в России снег. Снегоходов отечественного производства мы не видели ни одного. Чаще других встречаются «Линксы» в разных вариантах и разного возраста. Стандартный ответ на вопрос «А не дорого?» -«Жизнь дороже». И это не рисовка, не красивые слова. Тундра…
Переночевали в машине, запрягли в сани снегоход, собрались — и в путь. По независящим от нас обстоятельствам утренний наст мы упустили, добирались по мягкому снегу — и добрались, только сожгли за 60 км полный бак бензина и один ремень вариатора. Зато проложили кратчайший путь, местные им с удовольствием пользовались, так что обратно через восемь дней мы шли по накатанной «буранке».
РЫБАЛКА
И вот мы на льду Лекозера! Покатались, определились с ночлегом. Просторный барак с текущей в некоторых местах и не поддающейся ремонту крышей, но нары сухие, печка шикарная -жить можно! Следы старых лунок видны только в одном месте — около вытекающей из озера речки, уже свободной ото льда. Попробуем и мы. На окуневые блесенки, хорошо зарекомендовавшие себя по гольцу год назад, поклевок нет. А на «рыбинского муравья» с крупной бусиной — пожалуйста, сиг! Весом 300-700 г, попадается по одному в каждой второй-третьей лунке. Миша ловит вприглядку — говорит, рыбы плавает много, клюют только некоторые. Вот это начало! В прошлый раз поимка рыбины «за полкило» была редкой удачей.
Второй день рыбалки получился фантастически удачным. С утра в устье впадающего ручья, на кромке льда поймали семь хариусов, самый маленький — уверенно за полкило, самый большой — за килограмм. Днем нашли окуня до полкило, а вечером чуть в стороне от устья ручья половили сига, самый большой был не меньше килограмма. Получилось всё! Бывало в моей жизни всякое, но такой феерической рыбалки не припомню.
В дальнейшем рыбалка, как и положено, стала трудовой. Хариус попадался в разных местах, но не рекордный и не больше трех штук за день. Окунь поклевывал, но некрупный, и — вот странно — все дни лучше всего работало «то самое» очень локальное место, найденное нами в начале рыбалки. Сиг ловился стабильно, но не особенно активно и тоже некрупный, 300-500 г. Владимир Васильев говорил, что в Лекозере есть очень крупная щука, а средний ее вес — 8 кг. Поставили несколько «усиленных» жерлиц, наживленных окунями или кусками сига — щука стала попадаться, но экземпляров крупнее 3 кг не было. Покатались по окрестным озерам, рыбка везде понемногу поклевывала, но выдающихся результатов не было. По своим ощущениям и по разговорам с местными рыболовами, приехавшими на майские праздники, сделали вывод, что в первые два дня попали на «выход». Что ж, когда-то должно повезти! Потом говорили с рыболовами, в этот же период ловившими в бассейне другой реки, в 50 км западнее нас — у них картина клева по дням сложилась аналогичная. Получается, кольская рыба крепко метеозависима, это надо учитывать в будущем. Понять бы еще эту зависимость хотя бы в общих чертах…
Лучшей снастью оказалась мормышечная. Некоторое время назад я сделал несколько особо крупных безмотылок с прицелом на радужную форель в подмосковных платниках, вот на них-то на леске 0,16 мм мы и ловили. Лучшие места ловли — отмели в районах впадающих и вытекающих ручьев и речек.
ИТОГИ
Расход бензина на снегоходе — величина очень непостоянная. В этот раз 140 л бензина нам хватило впритык, а взять его больше вряд ли возможно. Тогда нормальное расстояние от точки старта до базового лагеря 60 км. Можно забраться и подальше, но хочется ведь еще и покататься по окрестностям. Багажа, конечно, в сани можно набросать больше, чем в рюкзак, но это не значит, что вес не надо экономить. И надо дорабатывать сани, второй человек должен стоять сзади на полозьях, хватит мучить снегоход двумя седоками.
По снастям вроде все понятно: крепкая безмотылка для сига и хариуса, крепкая окуневая вертикалка для гольца и некрупной кумжи, очень крепкая снасть с балансиром для крупной кумжи и щуки. А вот по снаряжению есть вопросы. Одежда, особенно вкладыши в обувь, к вечеру становятся влажными. В избе-то их высушить легко, но без избы да без костра — проблема. А если купнешься? Пока что приемлемым вариантом кажется кемпинговая палатка среднего размера с небольшим газовым обогревателем, но это обязательно надо проверять на практике.
Так что до встречи, тундра! Два проекта — Туманный и Ловозеро — ждут реализации, да и другие интересные варианты наверняка подвернутся…