Skip to content

Последний аргумент на Оке

Последний аргумент на ОкеАномальная жара, пусть и не такая беспросветная, как в прошлом году, заметно сказалась на клеве всей рыбы, прежде всего хищника. По информации с водохранилищ, там весьма грустно — можно рассчитывать лишь на совсем мелкую щучку и наносудачка, которого не то что брать, но и из воды вытаскивать грех. Остаются реки.
Я по натуре спиннингист и предпочитаю джиг. За много лет ловли у меня выработался свой подход: чем жарче погода, тем надо быть ближе к реке. На реках при любой погодной аномалии ситуация всегда лучше, будь то февральское глухозимье или летняя жара. На реках не бывает термоклина и клев более стабилен, чем на других водоемах. Более того, в прошлом году в самую жару клев был просто отличный.
Так получилось, что за весь период прошлогодней жары мне удалось половить на Оке под Касимовом пару дней, и я до сих пор отчетливо помню, с каким ударом хватали приманку судачки и берши весом в 600-700 грамм. По силе такие поклевки на водохранилище могли принадлежать только судакам от двух килограмм. На той же рыбалке мне попался и жерех за 1,5 кг, и пара десятков окуней от 400 грамм. Ну а жара — это не главное, если клюет. Поэтому, когда уже этим летом с установлением жары появилась возможность поехать в те же места, я не раздумывая согласился.

Был я там два раза с интервалом в две недели, и обе рыбалки сильно отличались друг от друга, как отличались они и от прошлогодних рыбалок в жару. Осталось ощущение, словно каждый раз ловил не только в разных местах, но и на разных реках, хотя в целом на улов жаловаться грех.

Первая поездка была в период стабильной погоды. Ока, как знают многие рыболовы, отличается тем, что клев в основном зависит не от того, какая стоит погода в данный момент, а от ее стабильности. Чем дольше она не меняется, тем лучше берет рыба.

Ситуация с клевом была такова: с раннего утра улов был фактически гарантирован, кто-то с 4 до 6 утра успевал поймать по 5-6 хвостов, кто-то 3-4, у кого-то рыба крупнее, у кого-то мельче -это уж кому как повезет. Позже клев шел хотя и с перерывами, но в течение почти всего дня. Это выглядело так: две-три внятные поклевки в течение 5-10 минут, потом полчаса перерыв. Вторая вспышка клева была в 3-4 часа дня, в самое пекло. Клев продолжался часов до 6 вечера, после чего все стихало. Раз мы простояли чуть ли не до полуночи, но безрезультатно. В эту поездку уровень воды был низким, а ее прозрачность высокой.

Условия ловли — каменистый берег и такое же дно. Ловить классическим джигом неудобно: сплошные зацепы за камни или обрезы на ракушечнике. Собственно, на этом участке реки имелось всего три точки, где зацепов было меньше, там мы и ловили. В таких условиях, чтобы уменьшить число зацепов, стоит использовать приманки минимального веса, но чтобы их можно было контролировать. Хотя ловить так сложнее — легко «потерять» дно.

Каждый раз, отправляясь на рыбалку, я обязательно беру с собой несколько оснасток с отводным поводком. Я не большой любитель такой ловли, так как на отводной поводок рыба обычно попадается значительно мельче, чем на классику, во всяком случае у меня. Однако я не раз убеждался, что при пассивном хищнике эта оснастка может спасти положение, и чем слабее клев, тем лучше она работает по сравнению с классическим джигом. В ту поездку, когда клев в целом был достаточно стабильным, я тоже поставил отводной и отловил им где-то полчаса, но потом сменил его на обычный джиг. Безуспешно пытаться ловить на отводной, когда два человека рядом на классику периодически вытаскивают приличных судаков, — это уже просто истязание нервной системы. Словом, поездка прошла для меня под эгидой классического джига.

Во второй раз мы приехали сюда спустя пару недель, но ситуация на реке заметно изменилась. Вода поднялась на 15 сантиметров, она сильно помутнела и зацвела. В этот раз у нас с приятелем была лодка, это расширяло наши возможности, и шансы повторить успех были неплохие.

Пока напарник готовил лодку, я несколько раз забросил спиннинг в том месте, где мы обычно ловим. Раньше там если ничего и не попадалось, то хотя бы поклевки были, а в этот раз — тишина.

Для начала мы прошлись по всем известным в округе точкам — поклевок нет. Меняли приманки и проводки — ничего. В общем, до обеда у нас «ноль», а ведь на берегу мы были с четырех утра! Даже как-то не верилось, что всего пару недель назад на тех же самых местах на те же самые приманки мы очень неплохо отловились. Впрочем, причину пассивности рыбы мы хорошо понимали: изменилась погода, она стала неустойчивой: с утра тихо и солнце, потом появляются тучки, порывы ветра, гремит гром и периодически идет дождь, а к вечеру все опять стихает. Дело конечно, не в дожде, а в том, что явно скакало давление.

После обеда, не увидев в течение часа ни одной поклевки, поставил отводной поводок. Тут же на том же месте, где мы безуспешно кидали классику, начались какие-то поклевки, но очень осторожные, похожие на тычки окуня. Не подряд, но через заброс. Поймал несколько окуньков. В другом случае это бы и не порадовало, но на фоне полного бесклевья — хоть что-то. Огорчало только, что, хотя зацепов стало меньше, они все-таки случались: то грузило оторвешь, то приманку.

Так как поклевки есть, продолжаем ловлю, и наконец мне попадается судачок на 700 грамм, потом щучка под килограмм. Ловить стало интереснее. У моего напарника, продолжающего ловить на классику, один бершик на полкило. К вечеру посреди водоема нашли ложбинку шестиметровой глубины длиной около ста метров. Уже в начале сумерек я получил мощную поклевку, которая завершилась обрывом. На этом все закончилось.

Понятно, что следующим утром мы были на этой точке. Решили встать повыше, чтобы обловить свал в ложбинку. Условия самые подходящие: — плотное песчаное дно, четкий свал и отсутствие зацепов.

Начали с классики — напарник просто не любит отводной, а мне хотелось все же выловить того, кто вчера оборвал леску. У напарника судачок, у меня ничего, хотя перепробовал почти весь арсенал. Сменили место. Шесть метров и камни с четкой бровкой. У напарника два судачка, у меня только один, да и тот на «стук в одну точку». Есть такой способ: при ловле на течении после поклевки и безрезультатной подсечки леска не выматывается, а удилище просто опускается и приманка уходит в ту же самую точку. Этот способ, насколько можно судить, помогает, когда хищник стоит в засаде и после атаки возвращается обратно в убежище. Помогает этот прием, и когда хищник пассивен и не преследует уходящую приманку.

Понимая, что ловить осталось совсем недолго, только до вечера, окончательно перехожу на отводной поводок. Сразу результатов он не принес — пришлось экспериментировать с приманками и проводкой. Как утверждают знакомые спиннингисты, лучшей проводкой для отводного поводка является обычное медленное подматывание лески. Возможно, этот способ действительно работает, скажем, при ловле окуня, но судака или берша плавные движения приманки, похоже, вообще не вдохновляют. А вот при ступенчатой проводке поклевок значительно больше. Собственно, понятие ступенчатая проводка относится к работе катушкой, а не к движению приманки, поскольку на поводке длиной 1,5 метра ее движения становятся совсем другими, чем при классике. Надо отметить, что если при обычном джиге приманка перемещается только в вертикальной плоскости, то на длинном поводке ее движения больше напоминают игру воблера, у которого горизонтальная составляющая превалирует над вертикальной даже при твитче.

Попробовав различные варианты проводки, я вернулся к обычной ступенчатой, только увеличив паузу после падения приманки до 4 секунд, тем самым лявая ей возможность опуститься на дно. Попробовав различные варианты проводки, я вернулся к обычной ступенчатой, только увеличив паузу после падения приманки до 4 секунд, тем самым давая ей возможность опуститься на дно. Само по себе это не помогло, и только когда я поставил виброхвост цвета «машинное масло» с зеленым хвостиком, дело пошло на лад. Мой напарник продолжал ловить классикой на крупные яркие приманки и до вечера все же поймал еще пару бершей по полкило. У меня же результат был лучше: три судака и два берша, правда каждый не больше килограмма. Не могу сказать, что сыграло здесь главную роль — приманка или оснастка. Удачный виброхвост у меня был только один, и я его оторвал уже к концу ловли. После этого на отводной с твистером похожего цвета я поймал лишь одного берша.

Конечно, моя ошибка на этой рыбалке была в том, что, поняв, что рыба пассивна, сразу не перешел на отводной поводок. В очередной раз я убедился в том, что для пассивной рыбы этот последний аргумент оказывается очень убедительным.